Стоит ли инвестировать в Media Buying Group

Стоит ли инвестировать в агентство?

На площадке размещено инвестиционное предложение Media Buying Group. В чем его плюсы и минусы?

Делицын Леонид (эксперт, ГК "Финам") Делицын Леонид (эксперт, ГК "Финам")

Инвестора можно найти для любого предложения, вопрос лишь в том, чем это является для того, кто занят поиском – бизнесом, хобби или благотворительностью. Для тех, кто оказывает услуги инвестором профессионально, необходимо, чтобы предлагаемые инвесторам проекты были более или менее стандартным продуктом, а в случае венчурных инвестиций это, наверное, невозможно. Поэтому посредников, которые рекомендуют инвесторам вкладываться в конкретные стартапы, довольно мало – такое посредничество больше похоже на хобби. Более типичная форма посредничества – это институт развития, технопарк, инкубатор или онлайн-площадка, где выращиваются десятки или сотни проектов, а уж инвесторы сами выбирают себе, куда вложиться.

Тот факт, что описание бизнес-модели в предложении фактически отсутствует, характеризует специфику бизнеса. Как правило, здесь работают молодые предприниматели, работают они в конкурентной обстановке и не хотят, чтобы их бизнес стал понятен конкурентам. Которых обычно бывает очень много, что также снижает до нуля шансы инвестора заработать на проекте. Да зачастую писать бизнес-план предпринимателям и некогда – они не успевают обслуживать растущий спрос. Казалось бы – разве это не то, о чём мечтает инвестор – проект, который не успевает обслужить спрос?

Что касается инвестиционной стратегии нашего холдинга, то сами мы в агентства не инвестировали, соответственно и клиентам рекомендовать бы не стали. Агентства не создают инновационных технологий, они используют конъюнктуру, текущий спрос, чтобы быстро заработать. В истории случались исключения, такие как баннерная система Double click, которая обладала уникальной технологией (впрочем, её быстро клонировали), но здесь шанс есть только у пионера индустрии. Мультипликаторы стоимости агентств к их выручке обычно весьма низки, поскольку инвесторы не видят для них будущего. Агентства живут сейчас. Более того, прибыль инвестора зависит от доброй воли сразу нескольких лиц, включая не только владельца агентства, но и коммерческого директора, и менеджеров проектов. Прибыль в этом бизнесе далеко не всегда доезжает до финансовой отчётности, она может исчезнуть внутри пищевой цепочки, в процессе душевных переговоров между клиентом и клиентским менеджером.

Такой скоротечный характер бизнеса отражён и в предлагаемом инвестиционном предложении. С одной стороны, владельцы проекта поступают правильно, убеждая инвестора, в том, что его будущее – просчитываемое, что ему следует лишь дать деньги и получать гарантированный процент. С другой стороны, опытный инвестор в ответ на такое предложение, конечно, улыбнётся, потому что предложений таких он видел сотни, а гарантированных процентов – никогда.

Есть отличный проект для публикации?