Большинство российских предпринимателей хотят продать бизнес

Большинство российских предпринимателей хотят продать бизнес

В ходе исследования рынка эксперты EY выяснили, что подавляющее большинство российских бизнесменов хотело бы продать экономически неэффективные активы или те активы, которые связаны с риском прекращения деятельности.

Более 80% хотели бы продать бизнес.

Сапрыкина Татьяна (Руководитель частной практики, tatyanasaprykina.com)
Сапрыкина Татьяна (Руководитель частной практики, tatyanasaprykina.com)

Довольно часто бизнесмены создают сразу несколько направлений бизнеса. Со временем приоритеты внимания бизнесмена смещаются лишь в несколько направлений, а оставшиеся он поручает сотрудникам, либо перестает ими заниматься по другим причинам.
Принимая решение продать актив, собственник часто назначает цену, далекую от реальных рыночных. В большинстве случаев стоимость складывается из всех затрат, которые уже понес собственник, плюс дополнительный доход, который он хотел бы получить от продаваемого актива. Но покупатель не готов вкладываться в переоцененный актив. Найти компромисс в этом случае удается редко.

Конечно собственник не хотел бы нести убытки, продать актив за меньшие деньги, чем он в него вложил. Но не продавая актив он все равно несет убытки на его содержание. Об этом часто забывают.
Желая заработать на любом активе, собственник упускает момент получить денежные средства за бесполезный для него актив и вложить их в другое свое направление. При наличии неэффективного актива лучше продать его, если есть предложение, чем продолжать нести убытки и упустить покупателя.

Калачёв Алексей (аналитик, "Финам")
Калачёв Алексей (аналитик, "Финам")

Избавиться от неэффективных активов – естественное управленческое решение, в этом нет ничего необычного. Однако, желания продать недостаточно, когда на рынке мало желающих покупать. Каждый считает затраты и прикидывает шансы, что в следующем цикле подъема рынка будущие доходы превысят текущие убытки.

На негативные настроения действует сразу несколько факторов. Во-первых, слабый потребительский спрос на продукцию и услуги. А ведь большинство компаний – это малый и средний бизнес, ориентированный на внутренний рынок. Во-вторых, низкий курс рубля, который создает проблемы для предприятий обрабатывающих отраслей, зависящих от импорта оборудования, сырья и комплектующих. И, в-третьих, негативные сигналы от финансовых властей в виде роста налогов, ставок, и общего прессинга на бизнес.

Всем известен этот рецепт: если экономику нужно оживить, простимулировать к росту – снижают налоги, снижают ставки, ослабляют прессинг. Когда правительство действует противоположным образом, оно лишает бизнес стимула принимать дополнительные риски и расширять деятельность.