Время первых: «Делимобиль» вышел на IPO на Мосбирже

Популярный каршеринговый сервис стал первой публичной компанией в своей отрасли в России и привлек в ходе IPO 4,2 млрд рублей вместо запланированных 3 млрд рублей.

«Делимобиль» на сегодняшний день является самым крупным каршерингом в стране и пользуется заслуженной популярностью у многочисленных (более 9 млн) клиентов. Автопарк сервиса включает более 15 000 единиц автомобилей. Компания была первой, кто начал оказывать в России услуги каршеринга ещё в 2015 году. Таким образом, являясь пионером в своей отрасли, «Делимобиль» способствовал развитию цивилизованного рынка услуг каршеринга в целом по всей России.

Успешные финансовые показатели компании давно вызывали интерес у инвесторов: сервис демонстрирует устойчивый рост выручки и прибыли в течение последних двух лет. С 2020 по 2022 год выручка сервиса выросла в 2,4 раза. А всего за 9 месяцев 2023 года рост выручки увеличился уже в 1,3 раза, и чистая прибыль за этот период составила 1,4 млрд рублей. Поэтому для выхода на IPO компания выбрала удачный момент.

7 февраля 2024 года в ходе первичного публичного размещения акций (IPO), которое к тому же стало первым для Мосбиржи в этом году, «Делимобиль» провёл дополнительную эмиссию и вывел в свободное обращение на рынок 9% своих акций. Это меньше ранее заявленных компанией 10%. По словам представителей сервиса, в результате эмиссии доли и физических лиц, и институциональных инвесторов в общем объеме размещения примерно одинаковы и составили около 50% каждая. Цена одной акции во время торгов составила 265 рублей.

В итоге размер IPO «Делимобиля» составил 4,2 млрд рублей и превысил ожидания в 3 млрд рублей от размещения, о которых компания заявляла ранее. Специалисты объясняют такой успех повышенным интересом институциональных инвесторов к IPO каршерингового сервиса № 1 в России.

По итогам IPO рыночная стоимость «Делимобиля» составит 46,6 млрд рублей. Компания планирует потратить средства, полученные от успешного размещения акций, на развитие, повышение узнаваемости бренда, снижение долговой нагрузки.

Делицын Леонид (эксперт, ГК "Финам") Делицын Леонид (эксперт, ГК "Финам")

Дебют лидера российского каршеринга, компании «Делимобиль» на Московской бирже, стал первым российским IPO этого года и уже поэтому вызвал большой интерес инвесторов. Компания, привлекая 4,2 млрд рублей по верхней цене диапазона в 265 рублей за акцию, сумела убедить институциональных и частных инвесторов в том, что потенциал роста еще велик, и также посулила скорую выплату дивидендов. Для новых эмитентов важна не столько величина дивидендов, сколько сама готовность компании их платить и наличие возможности для этого. Однако риски бизнес-модели каршеринга не исчезли. «Делимобиль» является фактически единственной публичной каршеринговой компанией не только в России, но за рубежом, если не считать совсем маленьких компаний, которые к тому же, меняют бизнес-модель. Так происходит, потому что юнит-экономика бизнеса очень сложная, а конкуренция – высокая. Отметим, что у компании значительный долг, но это общая особенность индустрии аренды автомобилей: у традиционных компаний, таких как Avis и Hertz, долги тоже очень высоки. Не стоит забывать и о том, что при первой попытке IPO в 2021 году (размещение тогда не стали проводить) оценка компании «Делимобиль» была вдвое дороже, чем сейчас и составляла $869 млн. Это иллюстрация того, насколько завышены ожидания могут быть в период бума. Но, по крайней мере, для участников IPO, сделка в этом году, очевидно, выгоднее, чем два года назад. На старте торгов 7 февраля цена акции может значительно вырасти, поскольку уже известно, что акции достались не всем желающим – спрос превысил предложение. Коллегам-эмитентам, которые собираются разместить акции на бирже в ближайшее время, «Делимобиль» преподнес отличный подарок, выступив локомотивом для всего рынка IPO в этом году.

Есть отличный проект для публикации?