На днях в «Ведомости» и еще в нескольких официальных источниках появилась новость о том, что онлайн-гипермаркет «Всеинструменты.ру» намеревается участвовать в IPO через Мосбиржу.
Дата проведения пока неизвестна. Через него предприятие собирается пополнить капитал на 15-20 млрд. рублей. По словам представителей, гипермаркерт регулярно находится в поиске новых способов расширения бизнеса, и IPO не стало исключением. После принятия окончательного решения руководство организации сообщит об этом. По официальной информации IPO пройдет этим летом.
На данный момент по мнению агентства «Инфолайн» «Всеинструменты.ру» занимает один из лидирующих мест среди компаний, специализирующихся на продаже стройматериалов и инструментов. Одним из крупнейших поставщиков на рынке DIY является «Лерой Мэрлин», чья доля продаж была снижена до 9,97% за 2023 год. При этом общий доход составил 66,8 млрд. рублей. Гипермаркет занимает 2-е место. Рыночная доля компании равна 2,3%, а доход 132,8 млрд. рублей. Важно отметить, что предприятие выделяется среди конкурентов успехами и достижениями в сфере электронной коммерции и лидирует по скорости и объему онлайн-продаж. За прошлый год на интернет-сегменте гипермаркет заработал 126 млрд. рублей. Это на 56,5% больше, чем в 2022 году. Размеры чистой прибыли равна 3,8 млрд. рублей.
Согласно данным агентства «Инфолайн» в марте гипермаркет стал лидером по быстрому росту в рейтинге DIY. Кроме суммарной выручки за прошлый год организация открыла 254 новых магазинов. В итоге общая численность торговых точек достигла 908. Кроме того, компания увеличила ассортимент предлагаемых товаров. Вначале мая этого года организация перенесла главный офис из Кипра в Россию. По словам некоторых аналитиков, это позволит компании понизить правовые и экономические риски. Другие считают, что на развитие бизнеса могут повлиять незащищенность миноритариев и отсутствие внешнего финансирования.
Большинство мультикатегорийных маркетплейсов работают по модели 3P, и являются посредниками между покупателями и продавцами. Тем самым они зарабатывают на комиссии и предоставлении услуг. В отличие от них, «Всеинструменты.ру» применяет вариант 1P, приобретая товары напрямую у поставщиков и продавая их через собственные магазины.
Основная стратегия фирмы направлена на развитие розничной сети и открытие большого количества магазинов. Это позволит гипермаркету поддерживать высокую степень клиентского сервиса.
Делицын Леонид (эксперт, ГК "Финам")Крупное размещение "Всеинструменты.Ру" показывает, в первую очередь, как вырос за последние годы рынок электронной коммерции. Российский бум IPO специализированных маркетплейсов напоминает глобальный бум первичных размещений времен пандемии. Основная причина состоит в том, что быстрый рост электронной коммерции в стране за последние годы породил не только таких универсальных гигантов, как Wildberries и Ozon, но и большое количество крупных специализированных игроков. Если на западе в 2020-2021 году размещались в основном "единороги" из индустрии облачных технологий, то у нас наиболее готовы к IPO оказались сектора, входящие в периметр электронной коммерции, то есть финтех и маркетплейсы. "Всеинструменты.ру" хорошо известный потребителю бренд, выручка которого за 2023 год достигла около 133 млрд руб. Если применить средний по аналогам мультипликатор EV/R, составляющий 2,3 и региональный дисконт, то получается оценка бизнеса "Всеинструменты.ру" на уровне 215 млрд руб. Типичный объем размещения составляет сейчас 10% от стоимости бизнеса, то есть 21 млрд руб. Поэтому не стоит удивляться сравнительно большой сумме в 15-20 млрд руб., которую намерена привлечь компания, при ее довольно больших размерах, это стандартный объем размещения. Менее крупный помешал бы потом войти в индексы (которые обычно требуют 15% ликвидности) и увеличить капитализацию благодаря инвестирующим в индексы фонды. Размещение "Всеинструменты.ру" летом этого года стало бы чрезвычайно полезным для других компаний, тоже намеренных провести IPO, поскольку облегчило бы их оценку по аналогам. Пока что из года в год приходится использовать один и те же американские, китайские и латиноамериканские компании-аналоги, уже довольно почтенного возраста. Даже с этой точки зрения, то есть с точки зрения необходимости в аналогах, размещение "Всеинструменты.ру" сделает сектор электронной коммерции на Московской бирже более зрелым. И, разумеется, позволит инвестору диверсифировать портфель вложений в этот сектор. В силу того, что бренд вездесущ, свободные деньги у инвесторов есть, а эмитентов в секторе мало, интерес к участию будет высок и IPO должно стать успешным.
Комментарии