Дополнительные бюджетные доходы от предложенной Минфином РФ налоговой реформы в 2025 году составят, по его оценке, приблизительно 2,6 трлн руб. Большая часть этой суммы будет получена за счет налогообложения прибыли предприятий.
Ведомство рассчитывает на достижение в 2025 году следующих фискальных результатов от данной меры:
• Изменения в УСН – примерно 350 млрд руб. Подъем пороговых значений для УСН (до 450 млн руб. годовых доходов с нынешних 265,8 млн руб.) в сочетании с обложением НДС его плательщиков с годовыми доходами больше 60 млн руб., использующих УСН, обеспечит рост годовых поступлений в бюджет РФ по НДС в размере 473 млрд руб., тогда как для консолидированных бюджетов российских регионов годовой рост по УСН составит 258 млрд руб. В то же время годовые поступления в бюджеты российских регионов, получаемые за счет налогообложения прибыли предприятий, снизятся на 324 млрд руб. в год, а получаемые за счет налогообложения имущества предприятий – на 58 млрд руб. Падение доходов российских регионов планируется возместить за счет бюджета Российской Федерации.
• НДФЛ – приблизительно 533 млрд руб. Вследствие использования дифференцированных ставок по НДФЛ в соответствии с видом и величиной подлежащего обложению налогом дохода, который был получен налогоплательщиком в течение отчетного периода, бюджет получит в 2025 году примерно на 533 млрд руб. больше, чем в 2024 году. Планируется, что взимание НДФЛ будет производиться с применением пятиступенчатой шкалы, в которой самая маленькая ставка составит 13%, а самая большая – 22%. При этом для ежемесячных доходов не больше 200 тыс. руб. сохранят налоговую ставку в 13%. А увеличенные ставки будут введены исключительно к сумме дохода, превосходящей установленные пороговые значения.
• Налог на прибыль — приблизительно 1,6 трлн руб. Такая сумма дополнительных бюджетных доходов будет получена за счет роста налога на прибыль предприятий до 25% с нынешних 20%.
Остальные изменения в системе налогообложения, предложенные Министерством финансов РФ, приведут к менее существенным результатам.
Беленькая Ольга (руководитель отдела макроэкономического анализа , ФГ «Финам»)На наш взгляд, усиление прогрессивной шкалы НДФЛ является в целом мягким и более сбалансированным, чем можно было ожидать, исходя из ранее публиковавшихся в СМИ оценок. Для инвестиционных доходов, имеющих существенное значение для наиболее состоятельных граждан, налогообложение будет более льготным, чем для зарплат. Возможное замедление роста потребительских расходов вследствие повышения налоговой нагрузки на состоятельных граждан и часть среднего класса может быть частично компенсировано налоговым кешбэком для многодетных семей с невысоким уровнем дохода.
Однако налоговая нагрузка на корпоративный сектор достаточно серьезно увеличится — прежде всего, речь идет о повышении ставки корпоративного налога на прибыль, увеличении рентных налогов для сырьевых отраслей, вероятном увеличении налоговой нагрузки на предприятия МСП сферы услуг (торговля, кафе и рестораны) с оборотом свыше 60 млн руб. в год.
Исходя из оценки дополнительных доходов Минфина (2,6 трлн руб. в 2025 году), этого может быть достаточно для реализации инициатив из президентского послания и майского указа. Однако будет ли этого достаточно на все предстоящие 6 лет (в случае недополучения запланированных налоговых доходов или дополнительных расходов), пока неочевидно.
Комментарии