Что такое венчурное инвестирование, рассказывает Делицын Леонид, аналитик ГК "Финам".
Венчурное инвестирование можно определить как долгосрочное предоставление средств молодым компаниям, находящимся на ранних стадиях развития, в обмен на долю в этих компаниях. Поскольку будущее новых компаний, в особенности, – их финансовые показатели, характеризуются чрезвычайно высокой неопределенностью, потенциальные инвесторы редко обладают всей информацией, необходимой для использования традиционных инструментов оценки эффективности инвестиций. Для успешного вложения средств венчурному инвестору необходимо информационно-аналитическое обеспечение, в первую очередь – системно-аналитические методы отбора проектов ранних стадий (“стартапов”), отработанные процедуры тщательного изучения (“due diligence”), широкая сеть экспертов, и главное – бизнес-партнёров, обеспечивающих поддержку стартапа на протяжении начальной части его жизненного цикла.
Венчурные фонды, наряду с центрами трансфера технологий, технопарками, бизнес-инкубаторами и центрами подготовки кадров, составляют инфраструктуру национальной инновационной системы. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года развитие механизмов венчурного финансирования в сфере информационно-коммуникационных технологий рассматривается как часть стратегии развития науки, национальной инновационной системы и технологий. Ожидается, что высокие прибыли венчурных инвесторов будут стимулировать привлечение внебюджетных средств в науку и инновации.
Венчурные вложения требуют от инвесторов больше труда и знаний, чем требуется для того, чтобы открыть депозит в банке или купить акции компании на бирже. Да и порог входа здесь обычно весьма высок – это десятки миллионов рублей. Промежуточную роль играют бизнес-ангелы, вкладывающие несколько миллионов рублей в проект. Как правило, это успешные профессионалы, которые за годы карьеры сумели накопить, как профессиональную экспертизу, так и необходимые денежные средства. В венчурный фонд проект зачастую приводит бизнес-ангел, и это – предпочтительный путь, поскольку бизнес-ангела в фонде могут уже хорошо знать, а предпринимателя знают гораздо реже. Безусловно, существует масса мероприятий и институтов – конкурсы, питчи, инкубаторы, которые помогают предпринимателям наладить контакты с венчурными инвесторами, и всё же эти встречи – слишком короткие, чтобы инвестор сразу принял решение. В лучшем случае в этом процессе инициируется предварительное изучение.
Комментарии