Предпосевная стадия

Предпосевная стадия

Игорь Рябенький, основатель инвестиционного фонда AltaIR Capital продолжает серию публикаций о взаимодействии с инвестором.

Уже не первый раз я рассказываю о питчах и постоянно поднимаю эту тему на выступлениях для стартапов. Вижу, что она до сих пор вызывает много вопросов, судя по вашим комментариям и репостам. Давайте будем разбираться.

В ваших комментариях я увидел следующие темы для дискуссии:
– непонимание разницы между impact investment и венчуром
– непонимание стадийности проекта
– непонимание, в какой момент, с какой степенью подробности нужно прорабатывать питч, и к кому обращаться.

Начнем со стадийности проектов, а дальше готов услышать ваши комментарии. Нужно ли писать о тех темах, которые я обозначил или есть что-то более животрепещущее для вас?

Наверняка вы знаете, что любой проект проходит несколько стадий. И венчурный капиталист стоит на 3-4 ступени.

Самая ранняя стадия – это идея.

Вы приходите к венчурному инвестору не с бизнесом, а просто с идеей и удивляетесь, что он думает о деньгах, а не о том, как изменить мир, и просит с вас грамотный питч. Мы от вас ничего не хотим, просто вы пришли к венчурному инвестору не на той стадии проекта.

Если вы придумали идею, сначала решите, сможете ли вы сделать из нее бизнес и готовы ли вы посвятить этому часть своей жизни. Надо сказать, не все могут быть предпринимателями, здесь нужна определенная доля таланта и темперамента, и это нормально. Среди моего окружения много успешных людей, которые построили карьеру, работая в корпорациях, но они не предприниматели. Им важна стабильность, зарплата и карьерный рост, и это выбор каждого из нас.

Так вот, если вам пришла в голову идея сделать что-то новое в бизнесе или изменить мир, подумайте, насколько она вас самого занимает. Готовы ли вы вложить в нее свои минимальные сбережения, бросить ради нее остальные занятия, и сможете ли вы увлечь ей хотя бы свой близкий круг. Мне часто присылают письма с идеями в виде: «Вот у меня идея, но делать ее сам не хочу, дайте денег». Конечно, с таким подходом я работать не готов.

Идеи есть у всех, и даже у венчурных инвесторов они есть))) Сама идея мало что стоит. Не стоит кидаться исполнять все идеи подряд, а только лишь те, которые этого достойны.

Вторая стадия – это доведение идеи до продукта.

Доводите свою идею до минимального продукта, который вы сможете показать ангелами, на деньги так называемого пула FFF – Family, Friends, Fools. Это ваше близкое окружение, ваши партнеры, друзья, семья. Эти люди смогут вам доверить какой-то начальный капитал и поддержать.

На этой стадии к вам может прийти понимание, хотите ли вы двигаться дальше или «поигрались и хватит».

Вы можете построить небольшой бизнес, который будет приносить вам быструю прибыль уже завтра, но не все бизнесы могут масштабироваться. Просто не нужно всех пинать в венчур, венчур как раз и сделан для глобальных проектов.

Венчур – это приключение. Мы все не сидим на месте, но не все пускаются в путешествие, чтобы нанести новый остров на карту мира. Венчур именно про это. Венчур про то, что ты хочешь пожертвовать много своего времени и ресурсов, хочешь увлечь много народу, который будет рисковать своими деньгами, чтобы в результате получилось что-то крутое и офигенное.

Вернемся от дидактизма к практическим советам.

Если у вас глобальная крутая идея, но пока нет продукта, идите в лучшие мировые акселераторы, они могут взять вас на ранней стадии. Они не будут настаивать, чтобы у вас был продукт. Они вас поддержат тем, что вы разработаете стратегию и видение. А если это акселераторы из самых крутых, типа Y Combinator, они помогут вам привлечь денег, поскольку раз они вас взяли, это некий знак качества.

Только не путайте хорошие акселераторы со всей остальной их массой. Есть отличные акселераторы, а есть такие, которые размоют ваши доли и ничем вам не помогут.

Ваша стадия – предпосевная. Тут работают многие ангелы и небольшие/большие посевные фонды, идите к ним. Единственное, перед тем как идти, уточните информацию. Фонд горизонтальный и дает деньги всем, или он специализируется на каких-то направлениях. Не надо пытаться убедить фонд, который занимается пищевыми технологиями, проинвестировать в космические полеты.
Следующая стадия – это тестирование каналов продаж и других гипотез.

Сколько денег просить у инвесторов на этом этапе?

Вам нужно столько денег, чтобы хватило дойти до следующего этапа. На начальном этапе не стоит задумываться о более длительном периоде. Когда вы дойдете до следующего этапа, то решите, нужен ли он вообще. Ваши гипотезы могут не подтвердиться, и понимание рынка может казаться неправильным.

Когда вы протестировали основные каналы и гипотезы, вы выходите в стадию начального роста.

Здесь вам нужно думать о формировании полной команды и масштабировании каналов. В этом случае вам будут нужны деньги примерно на год, чтобы вы могли сосредоточиться на росте.
Резюмируя, хочу сказать, что не стоит привлекать венчурные инвестиции слишком рано, на этапе идеи или MVP, чем больше готовность, тем больше шансы на достойное финансирование.
Исключение делаем для опытных команд, которые знают, что делают.
В следующем посте расскажу о последующих стадиях.
Если есть вопросы – пишите в комментариях, будем разбираться дальше.

источник