НДС 20%

НДС 20%

«Ведомости»: правительство хочет повысить НДС до 20%

Правительство и администрация президента обсуждают повышение НДС с 18 до 20%, сообщают «Ведомости» со ссылкой на трех федеральных чиновников.

Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам")
Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам")

По нашим расчетам расходы для реализации майских указов Президента должны составить в итоге не 8 трлн. рублей, а примерно в 2 – 2,5 раза больше – т.е. от 16 трлн. руб. (при оптимистичном варианте развития событий), до 20 и более трлн. руб. при негативном. Наибольший вклад в изыскание ресурсов на реализацию указанной программы может дать сокращение социальных и военных расходов (примерно по 6-7 млрд. рублей до 2024-го года от секвестирования каждой из программ) и ослабление бюджетного правила - обсуждение переноса его с 40,8 долл./барр до 45 долл./барр. уже активно ведется. Эта мера, если высокие цены на нефть сохранятся, в чем мы не уверены, в сочетании с последующим возможным переносом планки на 50 долл./барр. способна дать еще 2 – 2,5 трлн. рублей. Определенные надежды возлагаются и на уменьшение трансферта в пенсионную систему за счет увеличения возраста выхода на пенсию, что уже практически заложено в программу, а также на использование адресной системы субсидий, что действительно сейчас крайне актуально. А вот на счет доходов, которые, как планируется, должны принести еще 3-4 трлн. рублей, полной уверенности пока нет. Высокие цены на энергоносители могут оказаться весьма временным явлением. Да и западные санкции, рассчитанные на долгосрочное влияние, оказывают пока только начальное воздействие на отечественную экономику и могут куда более существенней проявится в последующие годы. Тем более, что нельзя исключить и введения дополнительных санкций. Так что возлагать надежды на постоянно растущий объем доходов нужно с разумной осторожностью, понимая, что эта статья весьма нестабильна.

Что касается потенциального влияния на инфляцию повышения ставки НДС до 20% и отмену льготной ставки, то, конечно, это неизбежно приведет к некоторому ускорению темпов инфляции. Однако, на настоящий момент государство имеет определенный резерв в этом плане, так как текущий уровень инфляции в стране (около 2,4%) находится заметно ниже целевых уровней, равных четырем процентам. Да и ожидаемая и ощущаемая инфляция упали до рекордно низких значений. Т.е. государство имеет определенный «запас прочности» по инфляционным показателям, что в некоторой степени ослабит удар по согражданам в случае увеличение ставки НДС. Но даже в этом случае пусть и не сразу, но увеличение налоговой нагрузки на бизнес без компенсирующего воздействия от снижения страховых отчислений неизбежно отразится и на кошельках россиян. Так, на настоящий момент льготная ставка НДС изымает до 0,6% ВВП ежегодно, и снятие этой нагрузки с бюджета за счет переноса её на плечи потребителей, конечно, позволит увеличить приток средств для реализации Указов. Но за счет именно перераспределения источников. Т.е. по сути ресурсы предполагается изымать у населения, так как любое повышение налоговой нагрузки на бизнес в конечном итоге в той или иной степени докатится до каждого из граждан страны. Немаловажен и фактор влияния повышения ставок на рынок труда и демографию. Как показывают исследования, при понижении уровня доходов в первую очередь население начинает экономить на услугах связи и медицинских услугах. А последний фактор идет в разрез с теми же указами Президента, где запланировано существенное – до 78 лет, увеличение средней продолжительности жизни и кардинальное улучшение ситуации в сфере здравоохранения. По сути анонсированное в указах улучшение качества жизни россиян, а именно на социальную сферу был сделан основной упор в документе, гражданам страны предлагается в значительной мере оплатить из своего же кармана.

Ну и последнее. Повышение НДС без соответствующего снижения страховых взносов, как было задумано в первоначальном варианте налогового маневра, существенно ударит по доходам бизнеса и инвестиционной привлекательности отечественной экономики. Сильно пострадают розница, обрабатывающая промышленность, отрасли с высокой долей добавленной стоимости. Т.е. именно те сегменты экономики, на которые возлагаются особые надежды в части существенно увеличения темпов расширения экономики. Налицо явное противоречие с иными задачами, озвученными в тех же майских указах. При таком подходе представляется несколько наивным ожидать не только притока инвестиций (а их уровень у нас сейчас критически мал), но и вообще сколь-либо заметного оживления в экономике.

Что касается распределения налоговой нагрузки и тех отраслей, которые пострадают от повышения НДС в наибольшей степени, то картина вырисовывается следующая. В наименьшей степени от усиления налогового бремени пострадают экспортоориентированные сегменты экономики. Больше всего нагрузка увеличится на машиностроительный (на 6,8%) и транспортный секторы (6,6%), на электроэнергетику (6,8%), строительство (5,6%), информационный сектор (5,4%) и гостиничный бизнес (4,4%). По итогам 2017-го года в структуре сбора НДС по отраслям экономики лидировали: обрабатывающая промышленность – она принесла в бюджет 672,5 млрд. рублей, торговля – 477,1 млрд. рублей, строительство – 353,2 млрд. рублей, профессиональная, научная и техническая деятельность – 293,2 млрд. рублей и энергетика – 278,8 млрд. рублей. Т.е. именно те направления, которые по задумке и должны были обеспечить России «технологический рывок», способный вывести государство в число мировых лидеров и обеспечить темпы роста ВВП выше среднемировых. При этом за счет пересмотра ставок НДС в выигрыше окажутся химическое производство, обработка древесины и также сельское хозяйство.