Бизнес-инкубатор: как вырастить успех в «тепличных» условиях

Путь от блестящей идеи до работающего бизнеса рискован, тернист и непредсказуем. По данным аналитиков, в инновационных сферах только один из десяти стартапов становится успешным и приносит постоянную прибыль своим создателям. А в традиционных сегментах рынка шансы на выживание у молодых проектов более скромные. Типичная ошибка, которую совершают начинающие предприниматели, состоит в желании полагаться только на свои силы. Большинство из них не обладает практическим опытом управления компанией и рисует довольно радужную картину быстрого получения первой прибыли.

Содержание
1. Мейнфрейм, новый автомат Калашникова и первый бизнес-инкубатор
2. Оптимальная среда для развития бизнеса
3. Правила отбора проектов в бизнес-инкубаторы
4. Услуги бизнес-инкубаторов
5. Типы бизнес-инкубаторов
6. Самые известные бизнес-инкубаторы


Некоторые считают свою идею уникальной и боятся связываться с профессионалами из-за ложного страха потери авторства в собственных проектах.

Но стартап будет иметь гораздо больше шансов на успех, если начинать «растить» его в благоприятной, практически тепличной обстановке. На практике это означает получение практической помощи на всех этапах становления молодого бизнеса: от предоставления помещений и консультаций специалистов из разных областей до помощи в привлечении инвестиций. Именно такие услуги предоставляют бизнес-инкубаторы.



Мейнфрейм, новый автомат Калашникова и первый бизнес-инкубатор

Многим современным предпринимателям может показаться, что бизнес-инкубаторы – это изобретение XXI века, шагнувшее в деловую жизнь вместе с революционными новинками в сфере высоких технологий. Но первый бизнес-инкубатор появился в далёком 1959 году. Этот год подарил миру первый мейнфрейм (большой транзисторный компьютер для крупных компаний) от IBM, в СССР появилась новая модернизированная версия автомата Калашникова – АКМ, а в одном из округов штата Нью-Йорк был создан Batavia Industrial Center – прообраз первого бизнес-инкубатора. Центр в Батавии оказывал поддержку по различным направлениям предпринимателям и предприятиям торговли. Идея оказалась настолько полезной и заразительной, что к концу 80-х в США уже было несколько десятков центров такого профиля, и постепенно они стали появляться и в других странах мира.

Например, в историю вошла Butterfield Incubator Programs как одна из первых инкубационных программ для бизнеса в Великобритании. Она начала работать в конце 70-х. Активным созданием подобных программ во второй половине XX века занялись и университеты. Стало очевидно, что именно образовательные учреждения могут дать будущим выпускникам, заинтересованным в открытии своего дела, первичные консультации и необходимые знания и контакты. Тем более, что многие технологические стартапы, родившиеся в университетских лабораториях, требовали серьезной работы по защите интеллектуальной собственности. Начинающие бизнесмены – вчерашние аспиранты и студенты – просто не обладали необходимыми навыками для выполнения таких задач. Также университетам было проще свести авторов технологических инноваций с потенциальными заказчиками, в первую очередь – с государственными предприятиями.

Постепенно инкубационные программы для поддержки предпринимателей сформировались в отдельное уникальное направление бизнеса.

Сегодня бизнес-инкубаторы работают по всему миру, активно помогая развиваться стартапам в различных отраслях экономики.

Оптимальная среда для развития бизнеса

Бизнес-инкубаторы не зря получили своё название по аналогии с системами выращивания домашней птицы. Здесь тоже занимаются созданием благодатных условий для роста и развития новых компаний, только в роли коллективной наседки – целый набор сервисов и специалистов самого разного профиля.

Бизнес-инкубатор – это не просто место или набор конкретных услуг, это целая экосистема поддержки начинающих предпринимателей. Это многофункциональные комплексы, которые создают все условия для старта бизнеса – от поиска начального финансирования, помощи в разработке бизнес-идеи, обучения по различным специальностям, консультаций специалистов разного профиля, предоставления помещений до настоящего менторства с участием «гуру» бизнеса.

Инкубационные программы помощи бизнесу прошли долгий эволюционный путь. Если в середине прошлого века их задачей было, в основном, предоставление площадок для работы и минимальное консультирование по профильным вопросам, то с течением времени бизнес-инкубаторы стали оказывать помощь в разработке бизнес-стратегий, запустили обучающие программы, стали привлекать для профильных консультаций множество специалистов.

Сегодня важной особенностью работы бизнес-инкубаторов является их разделение по отраслям экономики. Предпринимателю важно не просто получить поддержку по общим вопросам управления бизнесом, но и как можно раньше начать интеграцию своей компании в конкретный сегмент рынка. Ещё одна знаковая примета времени – участие бизнес-инкубаторов в поисках и привлечении инвестиций для бизнеса на ранних этапах.

Деятельность современных инкубационных программ для бизнеса выходит далеко за границы узкой специализации на финансовой и юридической поддержке и даже за границы стран: многие бизнес-инкубаторы работают в глобальном масштабе и имеют свои представительства в разных государствах.

Правила отбора проектов в бизнес-инкубаторы

Безусловно, большинство бизнес-инкубаторов заинтересованы в прибыльной работе своих площадок, поэтому практикуют отбор проектов, которые они готовы взять под своё «крыло».

Типовые критерии при отборе проектов в бизнес-инкубаторах:
• бизнес-идея или проект должны быть инновационными, тогда у них гораздо больше шансов получить место на площадках бизнес-инкубаторов;
• проект должен иметь потенциал быстрого роста и масштабирования;
• большим плюсом будет сильная и яркая команда проекта;
• приветствуется наличие деловых, управленческих навыков как минимум у лидера проекта для выстраивания эффективной бизнес-коммуникации.

Услуги бизнес-инкубаторов

Отраслевая направленность конкретного бизнес-инкубатора добавляет свои нюансы в его работу, но в целом спектр сервисов таких площадок достаточно типовой.

Типовые услуги бизнес-инкубаторов:
• образовательные услуги: различные программы и платформы обучения, семинары, обучающие треки, курсы;
• консалтинг: коучинг, консультации со специалистами различных специальностей, специальные мероприятия;
• помещение и инфраструктура (доступ в полноценное офисное пространство с интернетом и различными бизнес-сервисами);
• нетворкинг: возможность использовать деловые контакты бизнес-инкубатора в различных сферах для развития бизнеса стартапа;
• помощь в поиске финансирования: грантовые программы, привлечение банков-партнеров, государства, независимых инвесторов.

Типы бизнес-инкубаторов

Для эффективного поиска программы поддержки начинающему бизнесмену важно понимать, к кому именно лучше обратиться. Бизнес-инкубаторы сегодня имеют разную специализацию, руководствуются в своей деятельности разными целями – от венчурного инвестирования до решения социальных задач.

1. «Фермы стартапов». Бизнес-инкубаторы такого типа ориентируются на стартапы, поэтому все услуги и поддержка здесь направлены на решение специфических задач начинающих бизнесменов.

2. Бизнес-инкубаторы для технологических и инновационных компаний. Такие площадки занимаются поиском и развитием инновационных проектов в научно-технологической сфере.

3. Виртуальные инкубационные программы. Бизнес-инкубаторы, работающие по принципу дистанционного обслуживания, могут не иметь офиса и осуществлять поддержку бизнеса в режиме онлайн. Такая модель хорошо зарекомендовала себя в условиях пандемии Covid-19 и в странах, где нет экономической целесообразности для открытия полноценного бизнес-инкубатора как реальной площадки.

4. Социальные проекты. Бизнес-инкубаторы такого типа обычно работают при поддержке грантовых программ государства или благотворительных фондов. Они выполняют очень важную социальную функцию, предоставляя возможности для развития бизнеса незащищенным слоям населения и отдельным социальным группам.

При рассмотрении возможности обращения в бизнес-инкубатор молодому бизнесмену также стоит иметь в виду, что обычно даже при одобрении здесь выставляют достаточно жёсткие условия работы, требующие строгой финансовой и управленческой дисциплины. Важно понимать, что не всегда и не все расходы по бизнесу покрываются за счёт бизнес-инкубатора, поэтому войти в такую программу с нулевыми вложениями, скорее всего, не получится.

Иногда возникает путаница между понятиями «бизнес-инкубатора» и «бизнес-акселератора». Бизнес-акселератор – это проекты или программы, направленные на развитие уже существующих стартапов, призванные усилить их и дать дополнительные возможности. Как правило, туда обращаются компании, которые уже начали работу на рынке. Бизнес-инкубаторы же берут под «крыло» и опекают тех, кто находится ещё в самом начале пути – на уровне бизнес-идеи или построения бизнес-процессов.

Самые известные бизнес-инкубаторы

Сколково. Говоря о бизнес-инкубаторах, нельзя не упомянуть самый известный в России инновационный центр «Сколково». Здесь поддерживают инновационные разработки отечественных технологических компаний и дают старт многим смелым идеям и проектам.

Y Combinator. Американский бизнес-инкубатор, работающий с технологическими стартами. Благодаря Y Combinator мир узнал имена таких известных сегодня компаний как Airbnb, Scribd, Reddit.

ZX Ventures. Бизнес-инкубатор в США, который помогает развиваться компаниям в самых различных отраслях бизнеса и не ориентируется только на инновационные стартапы. В частности, на этой площадке стартовали многие американские проекты, связанные с производством товаров народного потребления.
Innovate Calgary. Британский бизнес-инкубатор, работающий при университете Calgary. Соблюдая традиции прошлого, когда бизнес-инкубаторы при учебных заведениях помогали в первую очередь заняться предпринимательством своим выпускникам, здесь предоставляют стартапам весь спектр необходимых услуг – от бизнес-плана до маркетинговой и юридической поддержки.

The Amity Innovation Incubator. Бизнес-инкубатор из Индии. Компания оказывает поддержку стартапам в сфере сельскохозяйственной и социальной деятельности. Помимо типового набора услуг начинающие бизнесмены могут получить помощь с финансированием своих проектов.

Есть отличный проект для публикации?