С миру по нитке: как краудфандинг помогает запускать проекты

В России термин «краудфандинг» появился сравнительно недавно. Активному развитию этого способа финансирования послужил взрывной рост глобальной интернет-экономики с начала 2000-х годов, что отразилось и на способах ведения бизнеса отечественными предпринимателями.

Содержание
1. Немного истории
2. Типы краудфандинга
3. Специализированные площадки для краудфандинга
4. Российская специфика


Краудфандинг относится к формам коллективного добровольного финансирования, в рамках которого обычные люди объединяют усилия, чтобы поддержать какой-то проект, идею, инициативу. Российские граждане, прошедшие через «лихие 90-е», столкнулись за десятилетие после распада СССР с целой палитрой мошеннических схем – от игры «в наперстки» до финансовых пирамид по образцу «МММ». Поэтому для формирования доверительного отношения к краудфандингу потребовалось какое-то время, в течение которого совершенствовались и формы работы самих площадок для сбора средств, и законодательная база, и степень подготовки стартапов к таким инструментам финансирования.

На краудфандинговых площадках действуют свои правила и используется специальная терминология. Реципиент – частное лицо или проект, претендующий на финансирование, здесь называется фаундером, а донор или инвестор – бэкером. Многие стартапы, приходящие на краудфандинговые платформы в поисках финансов, удивляются жёстким принципам работы, которые им придётся соблюдать. Расходы на проект должны быть абсолютно прозрачными для всех бэкеров, все затраты должны соответствовать заявленным изначально целям. Вознаграждением для инвесторов является либо участие в распределении прибыли, либо возвращение вложенных денег на определенным условиях. Доноры или спонсоры, которые поддерживают проект безвозмездно, получают от стартапа заранее оговоренные подарки: мерч бренда, сувенирную продукцию, возможность посетить какие-то мероприятия.



Немного истории

Сегодня краудфандинговые платформы активно используются не только для сбора средств на запуск стартапов, но и для финансирования различных общественных инициатив, культурных проектов, независимых медиа и даже просто для поддержки идей частных лиц.

Но идея краудфандинга не так уж нова, как может показаться. С развитием социума людям стало всё более присуще желание помогать ближнему и реализовывать какие-то большие задачи на благо своей общины «всем миром». На Руси всегда было принято коллективно и безвозмездно помогать людям, попавшим в беду, собирать средства на какие-то общественные нужды. Поэтому неудивительно, что в историю развития краудфандинга вошёл факт сбора средств сибиряками в селе Турнаево церкви во имя Серфима Саровского ещё в далеком 1912 году. Сельчане смогли собрать значительную сумму, эквивалентную порядка 7 млн рублей в пересчёте на современные деньги.

На Западе одним из ярких примеров краудвандинга считается сбор средств в США фанатами музыкального коллектива Marillion. На собранные 60 000 долларов группа смогла позволить себе запись нескольких альбомов на радость поклонникам.

Но как обозначение специального вида сбора финансовых средств слово «краудфандинг» закрепилось лишь после 2006 года с подачи журналиста и редактора журнала «Wired» Джеффа Хау. Именно он впервые дал четкое определение таким понятиям как «краудфандинг» и «краудсорсинг» применительно к инвестированию Интернет-проектов.

Сегодня краудфандинг уже не является экзотическим способом финансирования проектов и на рынках США, Японии, Китая занимает до 5% общего объема инвестирования. Россия пока не входит в число лидеров по краудфандинговым сборам: доля инвесторов, работающих с этим инструментов, менее 0,2%.

Типы краудфандинга

При работе с инструментами краудфандинга надо разбираться в структуре финансирования, которую предлагают такие площадки. Современные платформы предлагают различные инструменты для бэкеров, так и для фаундеров:

• безвозмездная помощь: пожертвования или «донаты». Обычно этот инструмент сбора средств используется для индивидуальных и некоммерческих проектов;
• награды и подарки: мерч от фаундера, подарки, сувенирная продукция и другие варианты по договоренности с бэкерами. Обычно такой вид сбора средств запускают для производства какой-то продукции, одновременно оценивая перспективы продаж и покрывая производственные и логистические расходы;
• Debt-based Crowdfunding: финансирование проекта за получение процентов от прибыли вместе с возвратом вложенной суммы;
• Equity Crowdfunding: вложение финансовых средств (достаточно крупные суммы) в стартап за получение доли в нём;
• получение определенного объема криптовалюты (для стартапов, имеющих разрешение на эмиссию собственной криптовалюты).
Финансовый регулятор России – ЦБ РФ – определяет следующие виды краудфандинга в России:
• p2p-кредитование через p2p-платформу, где заемщик и инвестор – частные лица;
• p2b-кредитование через p2p-платформу, где заемщик – юридическое лицо, а инвестор – частное лицо;
• b2b-кредитование: в этом случае и заемщик, и инвестор – юридические лица;
• rewards-краудфандинг: в этом случае финансирование выделяется на проект за нематериальное вознаграждение.

Специализированные площадки для краудфандинга

Сегодня в мире работает множество краудфандинговых интернет-платформ. Они различаются по масштабу охвата, отраслевой специализации, особенностям работы со стартапами и частными лицами. В Российской Федерации деятельность таких площадок и их участников регламентируется законодательно, все правила работы и ответственность описаны в ФЗ 259 от 2 августа 2019 года «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Начинающим соискателям – фаундерам – рекомендуется относиться к выбору платформ, тщательно изучая особенности их работы. Краудфандинговый сервис – крайне прибыльный вид бизнеса, площадки получают процент от многочисленных сделок и заинтересованы в привлечении проектов на определенных условиях. Самым опасным для новичков является формат «всё или ничего», при котором сбор средств регламентируется конечной датой и заявленным на него объемом денег. Если к назначенному дню фаундер не собирает обозначенную сумму, он рискует не получить ни копейки. Некоторые платформы при сборах выше половины заявленной суммы отдают е фаундеру, но берут за это значительный процент. При этом ведение аккаунта на краудфандинговой платформе требует вложений от фаундера – оплата услуг площадки, активный маркетинг и продвижение. Поэтому при всей привлекательности идеи краудфандинга и реальном доступе к широкой аудитории в работе с таким инструментом много «подводных камней».

Необходимо обязательно проконсультироваться со специалистами по крауфандингу, чтобы избежать досадных ошибок и провалов вместо желаемого финансирования. Большинство владельцев стартапов горят своей идеей, и это прекрасно. Но нужен компетентный взгляд со стороны, чтобы дать оценку шансам на успех данной идеи или проекта у широкой аудитории. Специалисты сделают анализ платформ по разным критериям и помогут определиться с выбором. Такую аналитику будущие фаундеры могут провести и самостоятельно, опираясь на отзывы о работе тех или иных площадок, общаясь с успешными краудфандинговыми проектами, посещая специальные мероприятия.

Российская специфика

На сегодняшний день в Российской Федерации активно работают более 70 краудфандинговых платформ. Все они имеют специальные разрешения, а их деятельность регламентируется законодательно. Есть ограничения по работе неквалифицированных инвесторов – они не могут вкладывать более 600 000 рублей в год в проекты на краудфандинговых площадках. Профессиональные инвесторы могу работать в таком формате без ограничений.

Постепенно краудфандинг в России набирает обороту, и по данным на 2023 год, на таких платформах было зарегистрировано уже около 55 000 участников. Это значительный рост по сравнению с предыдущими годами, который привёл к увеличению совокупного оборота на краудфандинговых площадках до 20 млрд рублей. На фоне активного развития цифровых сервисов, многие из которых заявляются именно как страртапы на таких платформах, инвесторы готовы вкладывать в проекты такого типа всё больше средств. Доходность от работы с краудфанндинговыми проектами является не самой высокой, но всё-таки составляет в среднем более 17%. При этом профессиональных инвесторов привлекает доступность и простота такого финасирования.

Если говорить о потенциальном рынке частных инвестиций, то по опросам, пока большинство россиян не готово к профессиональному вложению денег через краудфандингоые платформы и предпочитают более традиционные форматы – вложение в акции и другие ценные бумаги.

Специалисты прогнозируют изменение ситуации в ближайшие годы. Краудфандинг становится всё более популярным способом получить финансирование для малого и среднего бизнеса на фоне ужесточения кредитной политики банков по работе с предпринимателями. Это означает, что будут появляться вс новые фаундеры, за которыми придут и инвесторы.

Наибольшей популярностью в России сегодня пользуются следующие площадки:
• Planeta.ru Работает с 2012 года. Крупнейшая краудфандинговая платформа в РФ. Работает в сфере финансирования креативных, творческих и фандрайзинговых проектов. Именно на этой площадке собирали средства на запись студийного альбома музыканты группы «Би-2» много лет назад. Площадка берёт комиссию 10% в случае достижения цели сбора денег и 15% – в случае сбора 50% средств.
• Boomstarter Работает с 2012 года. На платформе идёт сбор средств для стартапов в технологической, креативной, социальной сфере. Отечественный аналог знаменитого проекта Kickstarter.
• Поток. p2b-платформу создал Альфа Банк в 2015 году. В качестве инвесторов могут выступать не только частные лица, но и компании.
• Город денег. Работает с 2014 года. Платформа занимается кредитованием проектов малого и среднего бизнеса за счёт средств частных инвесторов.
Самые популярные зарубежные краудфандинговые платформы:
• Kickstarter. Работает с 2009 года. Первая и самая известная в мире платформа, работает с самой большой аудиторией. Ограничения: все проекты должны подаваться на английском языке и учитывать специфику предпочтений англоязычной аудитории. Если соискатель не добирает обозначенную сумму в рамках сбора, средства будут возвращены бэкерам.
• Indiegogo. Работает с 2008 года. Площадка помогает собирать средства на креативные, благотворительные проекты, рассчитанные на работу с англоязычной аудиторией. Комиссия платформы – 9%.
• Сrowdfunder. Работает с 2011 года. Площадка использует в работе систему вознаграждений. Здесь идёт сбор на творческие, оригинальные проекты и идеи, стартапы. Комиссия платформы – 5%.

Есть отличный проект для публикации?