Запуск стартапа – одно из самых важных событий в жизни предпринимателя. Многие из них придают ему такое же огромное значение, как рождению собственного ребёнка. Такая оценка понятна, ведь смельчаку нужно преодолеть колоссальный путь от начальной идеи до работающего бизнеса, и это не спокойное безопасное шоссе, а настоящие «американские горки».
Содержание
1. Бизнес-акселератор: марафон для самых стойких
2. На страже корпоративных интересов
3. Типы современных бизнес-акселераторов
4. Как работают бизнес-акселераторы в современных условиях
5. Почувствуйте разницу: бизнес-акселератор и бизнес-инкубатор
6. Хороший пример заразителен
Как только проходит первая эйфория от осознания реальности происходящего, начинающие бизнесмены лицом к лицу сталкиваются с целым набором типовых проблем. То, что хорошо выглядело в формате бизнес-плана, на деле не всегда автоматически заработает. Новому бизнесу нужно решать вопросы финансирования и привлечения инвестиций, технического оснащения, роста и масштабирования компании, грамотного подбора и найма кадров и множество других ежедневных задач.
Именно в этот момент владельцам стартапа стоит задуматься о привлечении профессионалов, которые помогут ускорить прохождение первых этапов становления и выход на получение прибыли. Такие компании принято называть бизнес-акселераторами. По мнению специалистов, участие в таких программах значительно увеличивают шансы молодого бизнеса на выживание в первые несколько лет и ускоряют процесс выхода на получение прибыли.
Бизнес-акселератор: марафон для самых стойких
Если обратиться к спортивным метафорам, то процесс создания и развития любого бизнеса – это длительный марафон, а не забег на короткую дистанцию. И лучше, чтобы этот длинный и сложный путь начинающему бизнесу помогли преодолеть профессионалы.
Бизнес-акселераторы – это собирательное название для программ, компаний, учреждений, которые занимаются поддержкой и активным развитием стартапов с помощью специального набора инструментов. Обычно это набор специальных образовательных, коучинговых, менторских программ и целого комплекса поддерживающих сервисов для компаний-участников. В зону интересов акселераторов попадают компании, которые преодолели «кризис выживаемости», имеют в арсенале минимально жизнеспособный продукт и вышли на первые устойчивые показатели работы.
Не секрет, что одна из главных проблем любого, не только нового, бизнеса – грамотное привлечение финансирования. Деньги – это «кровь», движущая сила любого дела. Исторически бизнес-акселераторы появились как ответ на запрос инвесторов, теряющих колоссальные деньги на «прогоревших» стартапах. Многие из таких успешных на старте проектов после комфортных условий бизнес-инкубаторов просто не смогли выжить в реальных секторах экономики.
Поэтому и сегодня одной из главных функций бизнес-акселераторов остается привлечение инвестиций к перспективным стартапам. Чаще всего «прокачка» и ускорение инвестором акселератора (банки, бизнес-ангелы, инвестиционные фонды) всех бизнес-процессов стартапа происходит в обмен на долю в нём. Однако есть и государственные или социальные программы, которые занимаются поддержкой начинающих бизнесов на бесплатной или условно-бесплатной основе.
На страже корпоративных интересов
Было бы наивным полагать, что большие и успешные корпорации останутся в стороне от поиска и поддержки стартапов. Такая задача полностью отвечают интересам «акул бизнеса», которые первыми стремятся найти и стать совладельцами самых перспективных проектов в своих отраслях. Для таких целей большие игроки рынка создают корпоративные акселераторы на базе корпораций.
Корпоративный акселератор – это фактически разновидность бизнес-акселератора, работа которого сосредоточена на конкретном сегменте рынка. Такие программы и площадки преследуют простую цель – инвестировать в развитие своей компании, в её будущее. Специалисты корпоративных акселераторов отбирают проекты, действуя в интересах конкретных игроков рынка. Главный критерий отбора стартапов при таком подходе – целесообразность. Привлеченный к сотрудничеству начинающий бизнес в дальнейшем должен стать полезным или принести какие-то новаторские подходы в работу корпорации, которая владеет акселератором.
Типы современных бизнес-акселераторов
Программы и проекты, которые принято называть акселераторами для стартапов, при кажущемся сходстве практикуют не только различные формы и инструменты работы, но и имеют свою отраслевую специализацию, ориентируются на определенные социальные группы, практикуют разные принципы финансирования.
Акселератор венчурного типа
Обычно в роли такого «ускорителя» бизнеса выступает венчурный фонд. Для таких организаций профильной деятельностью стало выявление интересных стартапов уже на так называемом «посевном» этапе. К этому моменту у новичка обычно уже существует стройная бизнес-модель, которую он обкатывает на реальном рынке. Акселератор предлагает выбранному проекту инвестирование в обмен на долю в его бизнесе и соблюдение ряда жестких условий. Такой вид поддержки стартапов особенно популярен на технологических рынках, например, в широко известной Кремниевой Долине в США.
Корпоративные бизнес-акселераторы
Акселераторы этого типа набирают всё большую популярность в России, где за последние 10 лет появились настоящие компании-флагманы, лидеры в своих отраслях. Платформы на базе мощностей крупных игроков рынка отбирают профильные проекты, которые хорошо вписываются в стратегию развития компании. Такие стартапы могут разработать и внедрить действительно нужный бренду продукт, услугу, сервис, платформу, поэтому получают серьезную поддержку и помощь на всех этапах.
Экосистемы стартапов
За бизнес-акселераторами этого типа – будущее. Аналитики из разных стран и отраслей бизнеса единогласно признают, что экосистемный подход к развитию начинающего бизнеса является наиболее эффективным. Экосистема в данном случае – это развитая единая бизнес-среда, дающая стартапам доступ к необходимым финансовым, образовательным, технологическим сервисам, помогающая развивать и масштабировать компанию. Такой тип акселераторов предлагает открытые и понятные предпринимателям условия получения финансирования, поэтому многие стартапы активно выбирают этот вид поддержки.
Как работают бизнес-акселераторы в современных условиях
Акселераторы ставят своей целью интенсивно «прокачать» новый бизнес в достаточно короткие сроки, то есть дать новичку как можно больше знаний и инструментов для быстрого развития.
• Финансирование является самым необходимым и очевидным способом поддержать стартап, но инвестиции без необходимой теоретической и практической поддержки могут оказаться просто выброшенными на ветер средствами. По сути, бизнес-акселераторы – это специальный вид всеобъемлющего наставничества, опеки над стартапами. Инвесторы участвуют в судьбе стартапа уже на этапе отбора проекта. А если новичку повезло, и он получил финансирование, то распоряжаться средствами он будет под бдительным надзором своих новых совладельцев.
• Менторство в различных форматах – самая необходимая форма работы с начинающими бизнесменами. К работе над стратегией развития нового бизнеса привлекаются консультанты, коучи, менторы из самых различных сфер. Популярным инструментом работы стало привлечение к наставничеству уже состоявшихся бизнесменов из той же отрасли, что и стартап. В таком двухстороннем обмене информацией рождаются новые идеи, молодые предприниматели получают бесценный опыт.
• Получение новых знаний, обучение, различные образовательные программы и треки – это «ядро» любого бизнес-акселератора. Зачастую предприниматели идут в программы именно для обучения у каких-то известных коучей, преподавателей, ведущих мастер-классов. Обучающие программы всегда предполагают обратную связь, мотивационные компоненты, систему оценок и контроля, что делает их действительно полезными начинающим бизнесменам.
• Предоставление инфраструктуры для работы стартапам – важная функция акселераторов. Как и бизнес-инкубаторы, они позволяют своим подопечным экономить на аренде офисов, покупке необходимой для работы технике, оплате цифровых сервисов, вспомогательного персонала.
• На площадках акселераторов для резидентов и гостей проводится множество мероприятий в открытом и закрытом режиме. Такие события способствуют нетворкингу, установлению новых связей, дают предпринимателям возможность рассказать о своем проекте широкому кругу профессионалов, найти партнеров.
Почувствуйте разницу: бизнес-акселератор и бизнес-инкубатор
Зачастую в сообществе стартаперов возникает путаница: новички не очень хорошо понимают отличия бизнес-акселераторов от бизнес-инкубаторов. Очень важно понимать, куда именно обращаться на разных этапах развития собственного бизнеса.
Бизнес-акселераторы – это продвинутые программы и площадки для поддержки бизнеса, прошедшего несколько начальных стадий и имеющего работающую бизнес-модель. Акселераторы не располагают временем для ожидания «созревания» бизнес-идеи, инвесторы в таких программах нацелены на финансирование начинающего, но уже работающего проекта.
Бизнес-инкубаторы же, наоборот, ориентированы на поддержку стартапов, которые ещё только начинают свой путь к успеху. Здесь создаются условия для развития проектов практически с нуля – от первоначальной идеи, когда у создателей ещё нет ни бизнес-планов, ни стратегий, ни работающего продукта или услуги.
Современные экосистемы стартапов иногда сочетают в себе функцию и акселератора, и инкубатора. Это позволяет отслеживать и «выращивать» перспективные проекты практически с нуля, что значительно повышает прибыльность венчурных инвестиций в стартапы.
Хороший пример заразителен
Если стартап сумел сделать главное – выжить, то его создателям стоит всерьёз задуматься об обращении в бизнес-акселератор. В XXI веке уже считается дурным тоном наступать на грабли, а учиться всё-таки лучше на чужом опыте.
Тысячи молодых компаний в России сегодня «прокачивают» свои стартапы на площадках акселераторов.
Ярким примером акселератора можно считать программу ФРИИ – Фонда развития интернет-инициатив. Акселератор ориентирован на инновационные технологические стартапы в различных областях: финансы, агробизнес, телекоммуникации, автопром, промышленность, химия и биология.
На базе крупного системного ИТ-интегратора КРОК давно работает акселератор корпоративного типа. КРОК славится тем, что собирает таланты в сфере ИТ и телекоммуникаций практически со школьной скамьи и растит перспективные кадры для своих нужд. Для бизнес-проектов здесь созданы все условия успешного развития и дальнейшей интеграции в экосистему КРОК, его многочисленных партнеров и инвесторов.
Но есть и социально значимые бизнес-акселераторы, которые работают при поддержке государства и бесплатны для участников программы. Например, специализированный бизнес-акселератор «Lady007», работающий при поддержке Общероссийской организации «Женщины бизнеса». Здесь ориентированы на помощь именно женщинам-предпринимательницам и развитие стартапов определенных направлений.
Координаты более сотни отечественных проектов есть в открытом доступе. Начинающему предпринимателю нужно только внимательно ознакомиться с условиями работы и критериями отбора стартапов в каждой конкретной программе и подать заявку.
Комментарии