Как привлечь инвестиции в шоу-бизнес

Вопреки скепсису финансистов, оказывающих стандартные банковские услуги, творческие проекты в последние годы активно заявляют о себе как перспективные стартапы. У традиционного банкинга с его неповоротливой машиной выдачи кредитов и займов, которая подчиняется требованиям ЦБ, нет инструментов для справедливой оценки таких активов.

Содержание
1. Подготовка музыкального проекта к привлечению инвестиций
2. Полезные примеры из мирового опыта
3. Новые возможности для российского музыкального бизнеса


Музыканты и профессионалы других творческих профессий сами редко являются хорошими знатоками финансовых инструментов, но они производят продукт, который можно сделать объектом для вложения средств. Банкирам стоило бы посмотреть на прибыль, заработанную кинопроектами только в Голливуде, прежде чем относить креативные продукты к категории вложений с высокими рисками. Если фильмы-блокбастеры и ведущие музыкальные лейблы собирают десятки и сотни миллионов долларов на продаже своей продукции, значит, на ней можно отлично зарабатывать и инвесторам.



Все звёзды музыки когда-то были начинающими артистами и сталкивались с проблемой поиска финансирования на свой первый сингл, альбом, концерт. И если в середине прошлого века в начинающих творцов обычно вкладывал деньги на свой страх и риск какой-нибудь лейбл, то сегодня существуют современные финансовые инструменты для привлечения инвестиций в творческие проекты. И речь идёт не только об очевидных доходах от продажи самого продукта (записи музыки на различных носителях, продажа на стриминговых сервисах, роялти). Сейчас инвесторы практикуют подход к начинающим музыкантам как полноценным стартапам, помогая им «упаковывать» идею в нужный формат, разрабатывать бизнес-модель, стратегию продвижения и привлечения инвестиций, а в случае успеха проекта – и готовиться к проведению IPO.

Подготовка музыкального проекта к привлечению инвестиций

Мир музыки полон и мечтателей, и напротив – самоуверенных нарциссов, которые уверены: их проект точно станет номером один не только в родной стране, но и во всём мире. Даже развитие интернета и обилие информации о том, как правильно начать и далее развиваться в музыкальной индустрии, примеры выдающихся музыкантов-современников не всегда приводят новичков к правильным выводам и поступкам. И вот уже очередной начинающий певец или композитор наступает на те же грабли, что и его предшественники несколько десятилетий назад.

Во-первых, начинающие музыканты уверены, что их произведение говорит само за себя, и гениальность автора должна бросаться в глаза с первого взгляда. Поэтому творческим людям нужен грамотный консультант из мира бизнеса, который сможет помочь им представить их продукт и аудитории, и потенциальным инвесторам – со всеми его преимуществами и возможными рисками.

Во-вторых, многие авторы и исполнители молодого возраста активно верят в миф о всемогущем продюсере, который придёт и сможет сделать их настоящими звёздами. Но даже хороший продюсер – это не волшебник, он работает с тем материалом, который есть. И развить проект совсем с нуля, ожидая, что желания стать певцом и композитором достаточно, не получится. Нужна идея, демо в каком-то виде или даже презентация своих талантов и возможностей – что-то, с чем могут работать профессионалы музыкального бизнеса. Лейблы не занимаются поиском и продвижением юных талантов, они нацелены на зарабатывание денег. Для принятия решения им нужно внятное предложение, на котором они смогут заработать.

В-третьих, многие музыканты в начале пути искренне уверены, что сначала нужно привлечь деньги, а потом делать сам продукт. Но музыка отличается от других форматов творчества именно тем, что про неё нельзя рассказать – произведение нужно послушать и оценить. Специалистам высокого уровня неважно, в какую форму и насколько профессионально будет упакована песня или иная музыкальная композиция. Они смогут услышать и рассмотреть зерно успеха даже в любительской записи. В век широкополосного доступа и мобильного интернета не нужны большие деньги, чтобы сделать демо и послать его профессионалам для оценки. Сегодня даже известные актеры и певцы проходят пробы в фильмы и спектакли по видеозвонкам, а популярные музыканты делают записи в домашней обстановке и выкладывают в социальные сети.

Многие музыкальные стартапы обращаются к идее краудфандинга и довольно успешно собирают небольшие средства для выпуска своего первого профессионального проекта. Но не всем музыкальным проектам кажется хорошей идеей продвигать свой стартап на аудиторию бизнес-ангелов. Бизнес-ангелы и венчурные инвесторы, которые работают в парадигме краудфандинга, заходят в начинающие проекты – а тем более в творческие, где риски очень высоки – только на условиях совладельцев и с правом получения существенной доли в бизнесе. Если проект «выстрелит», то львиная доля доходов музыканта в будущем будет принадлежать венчурному инвестору. В отличие от проектов в сфере информационных технологий здесь продукт – это сам человек или группа людей, и творчество неотделимо от их личностей. Для начинающих музыкантов очень важно правильно оценивать свои силы и не продать на начальном этапе права на своё творчество на таких кабальных условиях.

Существует ещё ниша спонсорства и меценатов. Есть обеспеченные люди и специальные фонды, которые сознательно и безвозмездно становятся покровителями искусства. Обычно это делается с целью обеспечить доступ как можно более широкой аудитории к произведениям искусства, интересным творческим проектам, поддержать яркие дебюты. Но таких доброжелателей не так уж много, а соискателей безвозмездной помощи и грантов – в сотни раз больше. Поэтому рассматривать грант на творческий проект как часть бизнес-плана – не очень разумная идея.

Как же творческим проектам привлечь необходимые средства на развитие, не потеряв авторские права навсегда или не отдав их на невыгодных условиях? Сегодня существует несколько вариантов финансирования стартапов в музыкальной индустрии, которые позволяют привлекать средства инвесторов на разумных и привлекательных для самих проектов условиях.

Полезные примеры из мирового опыта

Мировой музыкальный рынок сегодня внимательно следит за технологическими трендами в сфере fintech, так как творческие продукты тоже хотят использовать все возможности для развития и более активного зарабатывания денег.

Многие лейблы, артисты, студии хорошо зарабатывают именно с помощью инвестиционных инструментов – выводят свой продукт на IPO, выпускают облигации, привлекают и размещают средства инвесторов.

Ярким примером выхода на IPO можно считать размещение бумаг музыкального лейбла Big Hit Entertainment на Корейской бирже. Лейбл продюсирует всемирно известный корейский k-pop коллектив BTS, который несколько лет находится в первой десятки самых популярных поп-групп во всех странах. Big Hit Entertainment выпустили на рынок акций на общую сумму 822 млн. долларов, и в итоге капитализация компании превысила 4 млрд. долларов. Стоимость доли каждого участника группы BTS, принёсшей лейблу глобальную известность и успех, оценивается примерно в 8 млн. долларов(каждый получил около 1,5% акций).

Стриминговые сервисы, которые буквально совершили революцию в музыкальном бизнесе, тоже активно выходят на фондовую биржу. Самый известная музыкальная стриминговая площадка в мире – Spotify – вышла на IPO на знаменитой бирже Нью-Йорка в 2018 году. На открытии торгов акции компании стоили 165 долларов, а общая капитализация Spotify составила 26,5 млрд. долларов.

Ещё одним привлекательным для инвесторов инструментом является вложение средств в роялти. Доход от роялти – это деньги, которые авторы и исполнители получают за использование своих произведений в различных форматах. Суммы роялти всемирно известных звёзд достигают миллионов долларов. На современном музыкальном рынке роялти – отличный инструмент инвестиций.

По статистике, инвестиционные фонды в этой сфере управляют вложениями в роялти более, чем на 1 млрд. долларов. Один из самых известных фондов – Round Hill Music Royalty Partners – владеет правами на произведения таких музыкальных титанов как группы The Beatles и The Rolling Stones.

Часть инвестиционных фондов привлекает средства в музыкальные проекты по схеме, похожей на работу с обычными стартапами. На таких платформах инвесторы вкладывают средства и получают долю от будущих заработков музыкантов – от продаж альбома, концертных выступлений и иных видов дохода.

Новые возможности для российского музыкального бизнеса

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) еще несколько лет назад запустил совместный проект с сервисом Soundeon для привлечения инвестиций в российских музыкантов. Платформа Soundeon создана при участии отечественных разработчиков и позволяет инвесторам вкладывать средства в права на музыкальные произведения, а авторам и исполнителям – направлять полученное финансирование на развитие своих творческих проектов.

ФРИИ выступили инвесторами самой платформы, дав зелёный свет самой площадке на дальнейшее развитие и увеличив её весомость в глазах российских инвесторов.

Сервис Soundeon позволяет инвесторам вкладываться в роялти, права на доходы с музыкальных композиций, а музыкантам – заниматься на полученные деньги развитием, записывать альбомы, продвигать своё творчество на рынке.

Среди набирающих популярность в России краудлендинговых платформ тоже есть площадка, которая специализируется на привлечении инвестиций в творческие и креативные проекты.

Co-Fi – это инвестиционная платформа, которая размещает средства инвесторов в проекты индустрии развлечений под залог авторских прав на музыкальные произведения и видеоконтент. На площадке с одной стороны работают музыканты, блогеры, кинопродюсеры и режиссеры, а с другой стороны – частные инвесторы, размещающие средства в представленные проекты под залог. Первым большим проектом платформы в 2021 году был успешный сбор инвестиций в издание книги известного комика Павла Воли.

Рынок инструментов для инвестора в современном мире отличается большим разнообразием и гибкостью. Различие направлений, форматов и отраслей для инвестиций позволяет выбрать то поле деятельности, в котором инвестор будет чувствовать наиболее уверенно. И площадки для финансирования музыкальных и творческих проектов – один из достойных вариантов для желающих зарабатывать на инвестициях.

Есть отличный проект для публикации?