Как найти инвестора пошаговый гайд

У вас появилась крутая идея, которая на 100% должна принести хорошую прибыль? Вы готовы заявить миру о своем стартапе? Тогда пора приступить к его реализации. Но как быть, если денег на него нет? К поиску инвестиций нужно относиться очень серьезно, ведь, чтобы превратить идею в бизнес, требуются большие деньги, и своих накоплений может быть не всегда достаточно.

О чём статья
1. Инвестиции в будущее
2. Виды инвестирования
3. Когда нужны инвестиции
4. Как подготовиться к привлечению финансов
5. Какой объем вложений необходим
6. Где искать финансирование
6.1. Знакомые и друзья
6.2. Бизнес-ангелы
6.3. Венчурные фонды
6.4. Бизнес-инкубаторы
6.5. Корпоративные акселераторы
6.6. Гранты и конкурсы
6.7. Клубы инвесторов
6.8. Краудфандинговые платформы
6.9. Краудинвестиционные и краудлендинговые платформы


Инвестиции в будущее

Это не цель, а средства. Для того, чтобы заручиться финансированием, нужно четко понимать, для чего вам нужны деньги. К тому же, вы должны ярко и красочно представить свой проект потенциальным инвесторам, ведь мало показать свою идею, нужно еще и заинтересовать.

Вряд ли у вас получится взять кредит в банке, потому что такие учреждения не финансируют проекты начинающих бизнесменов, так как полагают, что это большой риск, и бизнес может просто напросто прогореть, а человеку будет нечем выплачивать свой долг.

Под инвестициями понимается вложение денег с целью получения прибыли с выручки проекта. Иными словами, инвестиция в стартап подразумевает, что со временем инвестор сможет получить проценты от прибыли с учетом размера вложений. Стоит понимать, что инвестиции могут быть не только в информационные технологии, но и в любые другие виды бизнеса.

Привлечение инвестиций больше всего подходит для начинающих предпринимателей или тех, кто планирует расширение бизнеса, но ему недостаточно его оборотных средств.



Виды инвестирования

Существует несколько видов внешнего финансирования:
1. Долговое – подразумевает ситуацию, когда бизнесмен берет у потенциального инвестора заём или кредит, а потом возвращает вложенные им деньги с определенными процентами.
2. Долевое – предприниматель получает от инвестора финансы в обмен на долевое участие в компании, после чего он сможет принимать управленческие решения в деятельности бизнеса.
3. Смешанный или конвертируемый тип – на первом этапе инвестор оформляет заём на определенный срок под установленные проценты и если по его истечению бизнесмену нечем оплатить свой долг или случается другое предварительно обговоренное условие, то инвестор получает долю в компании.
4. Субсидии и гранты – это мера государственной поддержки, которая используется для финансирования проектов, несущих приоритет для развития экономики страны. Привлеченные средства возможно использовать только на установленные цели, предоставляя отчет по каждому виду расходов.
5. Краудфандинг или инвестиции с вознаграждением, которое предоставляется не деньгами. Иными словами, инвестор может взамен получить услугу или продукцию, которая принесет ему определенную пользу.

О том, какой тип финансирования получить, решает сам предприниматель. Стоит понимать, что не каждый вид бизнеса подходит под все виды внешнего финансирования, так как у каждого есть свои нюансы.

Кроме этого, условно инвестиции классифицируются по источнику финансирования:
венчурные – средства выдаются фондами, специализирующимися на стратегическом размещении капитала в компании;
частные – финансы, которые вносят частные компании или лица;
государственные – средства на развитие получаются из государственного бюджета.

Когда нужны инвестиции?

Привлечение внешних средств не всегда может быть эффективно и не всегда искать их нужно тогда, когда вам просто вздумается их заполучить на какие-либо цели. Эксперты рекомендуют привлекать средства на разных стадиях развития:
посевная – вы трудитесь над развитием своей идеи, тестируете ее и пока не закончили прототип, а средства нужны на исследование, разработку и формирование команды;
стартап – вы уже получили первые продажи, подготовили прототип, но пока не можете полноценно выйти на рынок, а деньги необходимы на выработку первой партии, маркетинг и привлечение первых клиентов;
расширение – продукция уже на рынке, она начинает пользоваться популярностью, продажи растут, достигнута точка безубыточности, спрос начинает превышать предложение, и следует расширять команду, чтобы развиваться дальше;
рост – есть финансовые периоды, которые вы успешно закрываете с хорошей прибылью, но денег может не хватать на следующем этапе развития, чтобы произвести необходимый уровень продукции, запустить рекламу и выйти на новые рынки;
зрелый рост – бизнес уже стабилен, но его рост по определенным причинам может начать замедляться, поэтому, чтобы получить «глоток свежего воздуха», нужно привлечь инвестиции и занять свои позиции на рынке, запустить рекламу, проводить слияния и поглощение других компаний.

У каждой стадии развития бизнеса есть цели, задачи и риски. Если бизнес активно развивается, пытаясь занять свою нишу на рынке, тестируя спрос, то на следующем этапе производитель будет пытаться расширить свои масштабы, укрепиться на рынке, что позволит увеличить прибыль.

Как подготовиться к привлечению финансов?

Главная цель для инвестора – извлечь прибыль от своих вложений. Поэтому проект должен не просто заинтересовать его идеей, но и быть реалистичным, перспективным и с понятной структурой. Если вы просто расскажете на словах о своем бизнесе, то не всегда это может быть убедительным и потенциальный инвестор, не вдохновившись, может отказать.

Поэтому рекомендуется создать, так называемый, минимально жизнеспособный продукт (MVP). Его задача протестировать бизнес-модель на первых потенциальных клиентах. Вам необходимо подготовить бизнес план или юнит-экономику. Это документ, который поможет инвестору понять, какую прибыль может принести этот продукт, и какая сумма необходима для привлечения потенциальных клиентов. Также из него можно понять, какую нишу в перспективе он сможет занять, и через какие маркетинговые каналы он будет работать.

Один из самых эффективных способов рассказать о своей идее – презентация. При этом уточните, какой формат интересен инвестору. Питчинг – самый простой и популярный, который отнимает у делового человека около 5-7 минут рабочего времени. Он позволяет рассказать в целом о проекте, производимом продукте и для каких целей его разрабатывают. По итогу нужно обязательно сделать упор на том, зачем вам потребовались инвестиции и какого результата они помогут достичь.

Какой объем вложений необходим?

Сумму не стоит «брать с потолка» – она должна быть обоснованной и инвестор должен понимать, что вложения точно окупятся и пойдут на определенные цели. Для этого нужно разработать финансовую модель, без которой ни один финансово подкованный специалист не выделит деньги. К тому же – это план, который на практике расскажет вам, как правильно расти и в какую сторону развиваться.

Финансовая модель должна отражать процент доходов и расходов на ближайший период в разбивке на месяцы, кварталы и годы, а также на более длительную перспективу. Важно буквально до копейки расписать то, на какие этапы и компоненты вы будете тратить средства. Вы должны показать, какую выгоду может получать инвестор от своих вложений.

Где искать финансирование?

Ответ на этот вопрос зависит от того, на какой стадии развития вы находитесь и в какой отрасли развиваете свой бизнес. Рассмотрим самые популярные способы поиска инвестора.

Знакомые и друзья

Такой вариант чаще всего актуален для начинающих стартаперов. Искать заинтересованных в таком случае намного проще, но не забудьте рассказать о возможных рисках и условиях получения прибыли или заработка с вложений. У способа есть преимущества:
• нет издержек на организацию и презентацию;
• минимум формальностей;
• повышенный уровень доверия.
Однако есть и недостаток, который кроется в риске возможного недопонимания или ухудшения отношений в случае неудачи.

Бизнес-ангелы

Или иными словами венчурные инвесторы. Они предоставляют бизнесменам не только деньги, но и поддерживают с точки зрения экспертов на рынке. На практике получается так, что они делятся опытом и курируют проект, после чего получают долю в проекте. Искать их можно в социальных сетях или на официальных сайтах в сети. При этом остерегайтесь мошенников. Такое финансирование имеет массу преимуществ:
• перспектива быстрого роста;
• возможность финансирования на ранних этапах развития;
• получение знаний и навыков от опытных финансистов.

При этом есть и некоторые неудобства в виде издержек составления периодической отчетности и постоянного внешнего контроля. По сути, это схема наставничества, которая подразумевает не только финансовые вложения, но и обучение.

Венчурные фонды

Специализируются на крутых и перспективных проектах. Они работают в условиях высокого риска и вкладываются в ценные бумаги. Презентовать свой проект можно на организованных ими мероприятиях или же направить им свою идею по электронной почте. Им характерны большие объемы вложений и быстро расширение бизнеса, однако они строго отбирают кандидатов в области технологических проектов.

Бизнес-инкубаторы

Это специальные организации, которые созданы для поддержки стартапов. Они оказывают помощь на начальном этапе, помогая найти офис, оборудование и базы данных. Специалисты могут проконсультировать в юридических и налоговых вопросах. Они налаживают контакт с инвесторами и бизнес-партнерами. Их характерное отличие в том, что они не вкладывают деньги. Тем не менее, им свойственны:
• готовые проекты по поддержке бизнеса;
• способность быстро вовлекать в бизнес-среду;
• низкий порог для входа;
• возможность сэкономить свои средства.

При этом, есть определенные риски, так как не все стартапы они рассматривают, да еще и могут украсть идею, выдав за свою.

Корпоративные акселераторы

Также работают со стартапами и вкладывают в них деньги. Однако они рассматривают уже стабильно работающий бизнес или помогают начинающим бизнесменам расшириться. Участие в такой программе занимает от трёх до шести месяцев, после чего проект выносится на обозрение для потенциальных инвесторов. Акселераторы очень избирательны, и строго рассматривают кандидатов.

Но у них есть и положительные стороны:
• близость к крупному капиталу;
• проведение семинаров и лекций;
• быстрое вовлечение в бизнес-среду.

Гранты и конкурсы

Безвозмездное инвестирование, то есть менять на долю или возвращать деньги не нужно. Принять участие в них можно, даже если компания еще не зарегистрирована. Для этого нужно обратиться в государственный или частный фонд. Казалось бы, бесплатные деньги, почему бы не заявиться. Но тут есть нюансы:
• исключительно целевое расходование инвестиций;
• временные затраты;
• сильная конкуренция;
• бюрократия.

Клубы инвесторов

Это объединения бизнес-ангелов и инвесторов. Организаторы обычно ищут крутые идеи, затем рассказывают о них на всевозможных мероприятиях: тематических встречах, форумах или личных встречах с потенциальными инвесторами. Те проекты, которые вызовут интерес, получат совместное инвестирование сразу от нескольких партнёров. Здесь очень строгий отбор, но вероятность найти потенциального инвестора больше, при минимальных временных затратах.

Краудфандинговые платформы

Что в переводе означает коллективное финансирование проектов. Здесь начинающий стартапер может получить инвестиции от частных лиц. От бизнесмена требуется разработать привлекательное описание проекта, опубликовать его на платформе, чтобы начать сбор денег. Краудфандинг обеспечит дополнительное продвижение, так как проект видит сразу много людей. При этом нужна такая идея, которая на уровне других будет самой перспективной, поэтому ее нужно красиво и выгодно презентовать. Однако здесь есть риски, что вашу идею украдет кто-нибудь другой и выдаст за свою.

Краудинвестиционные и краудлендинговые платформы

Инвесторы приобретают доли в компании или выдают займ через специальные онлайн-платформы. В одном раунде может участвовать большое количество инвесторов.

Закон предусматривает следующие способы инвестирования с использованием инвестиционных платформ:

• предоставление займов — краудлендинг;
• приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещаемых на инвестиционной платформе (кроме ценных бумаг кредитных и некредитных финансовых организаций, структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг), — краудинвестинг;
• приобретение утилитарных цифровых прав (право требовать передачи вещи (вещей), исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и (или) права использования результатов интеллектуальной деятельности, выполнения работ и (или) оказания услуг);
• приобретение цифровых финансовых активов (включающих денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА).

Таким образом, каналов привлечения инвестиций достаточно много. Использовать для поиска подходящего варианта можно сразу несколько. Стоит понимать, что не каждая идея может прийтись по нраву и вы можете потерпеть фиаско, не найдя ни одного инвестора. Но не стоит отчаиваться, возможно, нужно усовершенствовать идею или составить презентацию по-другому, сделав ее более привлекательной.

Есть отличный проект для публикации?