Первое десятилетие XXI века ознаменовалось бурным ростом количества микроинвесторов. В первую очередь эта тенденция прослеживалась в США, а потом и во всем остальном мире. Благополучная экономическая ситуация до всемирного финансового кризиса 2007 года, появление новых доступных инструментов микроинвестирования, острая нужда многочисленных стартапов в привлечении доступного финансирование – всё это создало благоприятную почву для появления краудинвестицмонных платформ.
В России термин «краудфандинг» появился сравнительно недавно. Активному развитию этого способа финансирования послужил взрывной рост глобальной интернет-экономики с начала 2000-х годов, что отразилось и на способах ведения бизнеса отечественными предпринимателями.
Клубы инвесторов зарекомендовали себя как организации и сообщества, приносящие пользу всем заинтересованным сторонам: и тем, кто желает выгодно разместить средства, и соискателям финансирования на стартапы.
Главная задача как для начинающего, так и для успешно работающего бизнеса – обеспечить бесперебойное финансирование. Особенности контрактов с подрядчиками и клиентами, закупки оборудования, программного обеспечения, оплата критических для ведения бизнеса услуг и, безусловно, заработная плата сотрудников – всё это требует строгого планирования и соблюдения финансовой дисциплины в компании. Именно поэтому возможность дополнительного финансирования в виде специальных инструментов со стороны государства, банков, профильных фондов так приветствуется предпринимателями.
Запуск стартапа – одно из самых важных событий в жизни предпринимателя. Многие из них придают ему такое же огромное значение, как рождению собственного ребёнка. Такая оценка понятна, ведь смельчаку нужно преодолеть колоссальный путь от начальной идеи до работающего бизнеса, и это не спокойное безопасное шоссе, а настоящие «американские горки».
Путь от блестящей идеи до работающего бизнеса рискован, тернист и непредсказуем. По данным аналитиков, в инновационных сферах только один из десяти стартапов становится успешным и приносит постоянную прибыль своим создателям. А в традиционных сегментах рынка шансы на выживание у молодых проектов более скромные. Типичная ошибка, которую совершают начинающие предприниматели, состоит в желании полагаться только на свои силы. Большинство из них не обладает практическим опытом управления компанией и рисует довольно радужную картину быстрого получения первой прибыли.
Сегодня динамично развивающейся бизнес-средой с огромными возможностями для успешного роста является рынок представленных инновационных технологий, связанный с процессами обработки цифровых данных, с развивающимся искусственным интеллектом, а также с разными уникальными разработками. Доходность рассматриваемых проектов, сопряжённых с весьма высоким риском, может достигать в некоторых случаях нескольких тысяч процентов, что приносит огромную прибыль инвестору.
Штурн – это автоматизированный строительный комбайн для отделочных и штукатурных работ. Проект на сегодня нуждается в привлечении инвестиций в объеме 111 млн рублей, из которых 50% пойдет на разработку и выпуск оборудования, 30% на ФОТ, а 20% на продвижение и прочие расходы. Инвестор получит патент за 100 млн рублей или долю в продукте 50%.
Если инвестор считает стартап перспективным, то он готов вкладывать в него свои личные средства. Частный инвестор, который видит выгоду в проекте и готов инвестировать в него свои финансы называется бизнес-ангелом.
На первом этапе стартапу проще всего привлечь инвестора в социальных кругах основателя: концепция называется «friends family fools».